Expert-trader.ru

Твой блог

Метки: Неоязычество против христианства, неоязычество новости, неоязычество поветкин.

Неоязы́чество— новые или реконструированные древние языческие учения и духовные практики, тип новых религиозных движений. Неоязычество необходимо отличать от непрерывавшихся языческих традиций, таких как классический шаманизм.

Этимологически термин «неоязычество» происходит от церковнославянского понятия «язычество», которое долгое время носило уничижительный характер, поэтому сами сторонники этого течения относятся к термину «неоязычество» зачастую с неприязнью[1], предпочитая называть себя (в случае со славянским неоязычеством) «родноверами», «православными волхвами»[2], «славяно-ариями», «родичами» и др. В общем же среди названий неоязыческих культов весьма часто встречаются термины «язычество» и «традиция», призванные подчеркнуть их якобы аутентичность и связь с древними корнями.

Идеологи и последователи межнационального неоязычества, как правило, не скрывают синкретический характер своих учений, хотя и возводят их основы к традициям, корни которых уходят в глубокую древность.

Содержание

Определение понятия «неоязычество»

Этнолог Виктор Шнирельман понимает под неоязычеством «общенациональную религию, которая искусственно создается городской интеллигенцией из фрагментов древних локальных верований и обрядов с целью возрождения „национальной духовности“»[3].

Религиовед Алексей Гайдуков определяет неоязычество как «совокупность религиозных, парарелигиозных, общественно-политических и историко-культурных объединений и движений, которые в своей деятельности обращаются к дохристианским верованиям и культам, обрядовым и магическим практикам, занимаются их возрождением и реконструкцией»[4].

Религиовед Александр Гурко определяет неоязычество как «новые религии, сконструированные на основе политеистических верований в целях поиска новой этнической идентичности и/или для разработки новой идеологической системы»[5].

Неоязыческие организации в России и СНГ

В России самый популярный вид неоязычества, основанный на интересе к древним, дохристианским славянским верованиям — родноверие. Родноверие не имеет единой организационной структуры и подразделяется на множество организаций и групп, взгляды которых существенно различаются. Так, если одни группы родноверов в целом аполитичны, нейтрально относятся к христианству, то другие стоят на антисемитских ультраправых позициях, провозглашают избранность славян, участвуют в Русских маршах. Одно из направлений неоязычества — инглиизм и несколько небольших родноверческих организаций были признаны экстремистскими[6], их деятельность на территории Российской Федерации запрещена.

В 1994 году Минюстом России по городу Москве была зарегистрирована (Регистрационный номер 443) «Московская Славянская Языческая Община» (с 2003 года — «Московское Славянское Языческое Объединение»). Всего в РФ официально зарегистрировано 8 языческих организаций[7].

Среди религиозных групп, представляющих славянское неоязычество, могут быть названы:

15 мая 2012 года Институтом проблем глобализации (ИПРОГ) в «Независимом пресс-центре» на Пречистенке был проведён круглый стол на тему: «Должна ли церковь уважать чувства атеистов?». Директор исследовательской группы «Циркон» Игорь Задорин привёл социологические данные, согласно которым „Неверующие, верующие и условные «язычники» - это три большие, вполне соотносимые по численности группы“[8].

Параллельно с родноверием в России существует не прерывавшаяся языческая традиция, бытующая среди некоторых представителей народов Сибири и Поволжья (удмуртская мифология, марийская мифология).

К возрожденным этническим религиям, помимо славянского родноверия, относят себя также Асатру (германское неоязычество), позиционирующая себя как имеющая кельтские корни Викка, прибалтийское неоязычество (Ромува и en:Dievturība), армянская религия солнцепоклонников. С некоторой натяжкой сюда может быть отнесён и алтайский бурханизм.

Европейский конгресс этнических религий

Европейский конгресс этнических религий (ECER) (устаревшее наименование «Всемирный конгресс этнических религий») основан в июне 1998 года в Литве, по инициативе делегатов из 16 разных стран (Европы, Азии и Америки)[9]. В этом же году данная организация выпустила свою Декларацию[10], призывающую к миру и религиозной терпимости:

Мы делегаты Всемирного конгресса языческих религий, состоявшегося с 20 по 24 июня в Вильнюсе в Литве, собрались, чтобы выразить нашу солидарность с языческими, местными, исконными и/или традиционными религиями Европы и других регионов мира.

Все культуры так же как и исконные религии и веры должны одинаково оцениваться и пользоваться одинаковым уважением. В каждом краю и у всех народов есть свои отличительные местные традиции (исконная вера, мировозрение, мифология, фольклор и т.д.), которые выражают их любовь к своей родине и истории и развивают уважение к неприкосновенности жизни и божественности Природы. Так же как Природа существует в большом разнообразии видов, так и человечество должно иметь возможность свободно развиваться не сталкиваясь друг с другом в разнообразии своих культурных выражений.

Согласно нашим древним традиционным нравственным нормам, Земля и все существа должны уважаться и охраняться. Мы как люди должны найти свое место в рамках всего живого, а не вне или отдельно от остального творения.

Мы разделяем общее понимание нашего положения в мире, основанное на общем историческом опыте гнета и нетерпимости. Языческие веры в прошлом много пострадали со стороны религиий утверждающих, что только они обладают единой истиной, с их стороны испытали много обид и даже уничтожение. Нашим искренним желанием является жить в мире и согласии, стараться сотрудничать с поклонниками всех остальных религий, вер и верований.

Мы верим, что рассвет новой эры индивидуальной и интелектуальной свободы вместе с глобальным обменом мнений и информаций нам дает возможность начать снова возвращаться к нашим собственным исконным духовным корням и таким образом поднять наше религиозное наследие. Мы являемся поклонниками Природы так же как ими было почти все человечество бульшую часть своей истории.

Настоящие местные религии нас должны вдохновить любовью и уважением к всему что мы видим и чувствуем вокруг себя. Мы признаем все формы вероисповеданий, которые подчеркивают искренность сердца, чистоту мысли и благородное поведение в каждом моменте жизни и ко всему существующему.

Наши возрожденные языческие религии в нас вызывают чувство гордости. Наш новый универзализм побуждает людей не оставаться закрытыми в стенах ненависти и ревнивости ко всем, которые не находятся внутри этих стен. Давайте разрушим эти стены и разширим кругозор и зрение всего человечества.

Мы создали Всемирный конгресс языческих религий /World Congress of Ethnic Religions - WCER/ с целью помочь всем группам языческих религий уцелеть и сотрудничать между собой. Наш девиз - (Единство в разнообразии).

Oyvind SILJEHOLM ARNESEN (Норвегия), Hans BERGHMANS (Бельгия), Janis BRIKMANIS (Латвия), Denis DORNOY (Франция), Audrius DUNDZILA (США), Arwind GHOSH (Индия), Morten GROLSTED (Дания), Surrinder Paul ATTRI (Индия), Вадим КАЗАКОВ (Россия), Stefan KLUGE (Германия), Фёдор КАШКУРЕВИЧ (Беларусь), Koenraad LOGGHE (Бельгия), Giuseppe MAIELLO (Чехия), Галина ЛОЗКО (Украина), Geza von NEMENYI (Германия), Stashko POTRSHEBOVSKI (Польша), Vlasis RASSIAS (Греция), Rajinder SINGH (Индия), Николай СПЕРАНСКИЙ (Россия), Michael STRMISKA (США), Jonas TRINKUNAS (Литва), Lila WIBERG (Швеция), Catrin WILDGRUBE (Германия).

Вильнюс, Литва, 23 Июня 1998[10].

Критика

Отношение к неоязычеству в Русской православной церкви

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II на открытии Архиерейского собора 2004 года в своём выступлении назвал распространение неоязычества одной из главных угроз XXI века, поставив его в один ряд с терроризмом и «другими губительными явлениями современности».[11] В связи с этим Круг языческой традиции направил в Священный Синод Русской Православной Церкви открытое письмо, которое было передано 18 октября 2004 года в ОВЦС Московского Патриархата.[12] В этом открытом письме говорилось о недопустимости заявлений, задевающих честь и достоинство современных язычников и нарушающих законы «О свободе совести и о религиозных объединениях» и «О противодействии экстремистской деятельности». В публикациях деятелей РПЦ особо отмечается ненаучность подхода родноверов к реконструкции древнеславянских верований[13].

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в интервью 2009 года заявил, что дьявол являлся народам различным образом — например, через языческих богов. Также он назвал язычество заблуждением, через которое люди бессознательно и неразумно поклоняются тёмной силе.[14]

См. также

Примечания

  1. О русском неоязычестве. Деструктивный культ или патриотическое движение?. Dvpt.Ru (27 октября 2000). Архивировано из первоисточника 23 августа 2011. Проверено 12 июля 2010.
  2. Родове Вогнище Рідної Православної Віри
  3. Шнирельман В. А. Неоязычество и национализм: восточноевропейский ареал //Исследования по прикладной и неотложной этнологии. № 114, М., 1998, С.3
  4. Гайдуков А. В. Идеология и практика славянского неоязычества, Санкт-Петербург, 2000, С.12
  5. Гурко А. В. Новые религии в Республике Беларусь: генезис, эволюция, последователи, Минск, 2006, С.44
  6. Перечень общественных и религиозных объединений, иных некоммерческих организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности»
  7. Сведения о религиозных организациях, зарегистрированных в Российской Федерации. По данным Федеральной регистрационной службы, декабрь 2006
  8. delyagin: ...И эхо пустого двора разнесло окрест его матерную - то ли проповедь, то ли исповедь
  9. Европейский конгресс этнических религий
  10. ↑ Европейский Конгресс Этнических Религий - Декларация
  11. Алексий Второй сравнил терроризм с новым язычеством
  12. Язычники предлагают РПЦ отказаться от проявлений экстремизма и религиозной розни
  13. Русское неоязычество. Центр Апологетических Исследований, 2004.
  14. Патриарх Кирилл о НЛО

Литература

На русском
  • Религии народов современной России: Словарь (статья «неоязычество»). — М.: Республика, 2002. — 624 с. — ISBN 5-250-01818-1
  • Найджел Пенник, Пруденс Джонс. История языческой Европы = A History of Pagan Europe. — СПб.: Евразия, 2000. — 448 с. — ISBN 5-8071-0051-4
  • Как можно быть язычником. — М.: Русская Правда, 2004. — 240 с. — ISBN 5-9243-0072-2
  • Неоязычество на просторах Евразии. — М.: Библейско-Богословский Институт, 2001. — ISBN 5-89647-050-9
  • Заметки на полях: Неоязычество на просторах Евразии // Вестник Евразии / Acta Eurasica. № 1. М., 2002.
  • Неоязычество на постсоветском пространстве. Рец. на: Неоязычество на просторах Евразии. М., 2001 // Славяноведение. 2002. № 4.
На английском
  • Douglas Cowan. Cyberhenge: Modern Pagans on the Internet. Routledge, 2004. ISBN 0-415-96911-5
  • Barbara Ardinger. Pagan Every Day: Finding the Extraordinary in Our Ordinary Lives. Weiser Books, 2006. ISBN 1-57863-332-X
  • Sarah Pike. New Age and Neopagan Religions in America. Columbia University Press, 2004. ISBN 0-231-12402-3
  • Barbara Jane Davy. Introduction to Pagan Studies. Altamira Press, 2006. ISBN 0-7591-0818-8
  • Carol Barner-Barry. Contemporary Paganism And The Law. Palgrave, 2005. ISBN 1-4039-6441-6
  • Graham Harvey. Contemporary Paganism: Listening People, Speaking Earth. New York University Press, 1997. ISBN 0-8147-3549-5
  • Herman Slater. A Book of Pagan Rituals. Weiser, 2003. ISBN 0-87728-348-6
  • Joyce Higginbotham. Pagan Spirituality: A Guide to Personal Transformation. Llewellyn Publications, 2006. ISBN 0-7387-0574-8
  • Joyce Higginbotham. Paganism: An Introduction to Earth-Centered Religions. Llewellyn Publications, 2002. ISBN 0-7387-0222-6
  • John Sulak. Modern Pagans: An Investigation of Contemporary Pagan Practices. Research Publications, 2005. ISBN 1-889307-10-6
  • Kristen Madden, Raven Grimassi, Starhawk. Exploring the Pagan Path: Wisdom from the Elders. Ten Speed, 2005. ISBN 1-56414-788-6
  • Michael Strmiska. Modern Paganism in World Cultures: Comparative Perspectives. ABC Clio, 2005. ISBN 1-85109-608-6
  • Rel Davis. The Existential Pagan: Freedom and Responsibility. Old Time Religion Inc, 1998. ISBN 0-9666380-0-X
  • Sian Reid. Between the Worlds: Readings in Contemporary Neopaganism. Canadian Scholars Press, 2006. ISBN 1-55130-314-0

Ссылки

  • Неоязычество и национализм. Восточноевропейский ареал // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. № 114. ИЭА РАН, 1998 г.
  • Христианская критика фильма «Игры Богов». Инглинги, Славяно-Арийские Веды, Хиневич, Трехлебов, родноверы, неоязычники

Tags: Неоязычество против христианства, неоязычество новости, неоязычество поветкин.